Какие качества были нужны раньше, во время становления бизнеса, и какие качества нужны сейчас?
– Мне кажется, качества, необходимые деловому человеку, остались по большей части теми же, что и 15 лет назад. Это мотивация, потребность в самореализации и, что самое важное, умение брать на себя ответственность за принятые решения.
Что касается сферы стоматологии, то в тот период нужны были в первую очередь желание и смелость. Отставание отечественной стоматологии составляло на тот момент лет 25, те технологии, которые на Западе уже использовались широко, у нас были новинками. Стоматологи, которые были готовы привозить эти технологии и учиться у западных коллег, тогда смогли очень быстро подняться. Они получили «быстрые» деньги – тогда было достаточно легко заработать. После этого надо было учиться не только зарабатывать, но и сохранять и развиваться дальше. Это смогли не все – они просто были психологически не готовы к этому. Соответственно, в бизнесе нужны и эти качества: умение не только зарабатывать, но и сохранять заработанное и видеть будущее.
- Какие конкурентные преимущества могут быть у бизнеса, в частности, у стоматологической клиники, в условиях современной конкуренции?
– Могу сказать про нашу клинику. Когда «Диастом» только начинал работать, я поставил перед собой задачу, что это будет «бизнес с человеческим лицом». Это значит, что ты остаешься самим собой. Ведь мы работаем с людьми. Мы стараемся выстраивать с ними человеческие отношения, чтобы им было в клинике комфортно. Второе – это, безусловно, кадры. Для меня важны не только профессиональные, но и личные качества тех специалистов, которые к нам приходят работать. Они должны быть не только высококлассными специалистами , но и принимать ту модель бизнеса, которую я предлагаю.
- Каким вы видите свой бизнес через 10-15 лет?
– Я знаю точно, что из медицины я не уйду, потому что люблю свою профессию. Я думаю, что клиника будет расти и развиваться, и мы уже обозначили для себя направления для ближайшего развития. Когда «Диастом» только открывался, мы ставили перед собой цель: предоставлять полный комплекс услуг с возможностью выбора метода лечения и подхода. Это значительно сложнее, чем выбрать узкую специализацию. Этот курс мы, безусловно, продолжим.
В современном мировом бизнесе есть тенденция к глобализации – это касается многих сфер. Но мировая практика показывает, что в медицине успешно действуют и маленькие локальные бизнесы. Почему? Потому что мы работаем с людьми – и потому что они, как правило, хотят приходить к людям, а не в бизнес. Возможно, в городе появятся филиалы крупных стоматологических сетей, но принципиально ситуация не изменится.